Азбука брайля

Более поздняя жизнь

Хотя его ученики восхищались и уважали шрифт Брайля, его системе письма не преподавали в Институте при его жизни. Преемники Валентина Гаюи, умершего в 1822 году, не проявили интереса к изменению устоявшихся методов школы. и действительно, они активно враждебно относились к его использованию. Доктор Александр Франсуа-Рене Пинье, директор школы, был уволен со своего поста после того, как он перевел книгу по истории на шрифт Брайля.

Брайль всегда был болезненным ребенком, и в зрелом возрасте его состояние ухудшилось. Стойкое респираторное заболевание, которое долгое время считалось туберкулез, преследовал его. Несмотря на отсутствие лекарства в то время, Брайль прожил с болезнью 16 лет. К 40 годам он был вынужден отказаться от должности учителя. Когда его состояние достигло смертельной опасности, его поместили в лазарет Королевского института, где он умер в 1852 году, через два дня после того, как ему исполнилось 43 года.

Педагог и изобретатель

Луи Брайль был одним из многих людей в школе, которые сочли систему Барбиера многообещающей; но он также обнаружил ее недостатки. Это было довольно сложно (солдаты с трудом изучали это), и оно основывалось на звуках, а не на письмах. Брайль потратил три года — от 12 до 15 лет — на разработку гораздо более простой системы. В его системе было всего шесть точек три точки выстроились в каждой из двух колонн. Он назначил разные комбинации точек для разных букв и знаков препинания, всего 64 символа.

В 1829 году Луи Брайль опубликовал «Метод письма». Слова, музыка и простые песни с помощью точек для использования слепыми и предназначенными для них. Он стал учеником учителя в Национальном институте слепой молодежи, когда ему было 19 лет, а затем учителем, когда ему было 24 года. В 1837 году школа опубликовала первую книгу на шрифте Брайля. Однако система Брайля в институте оказалась противоречивой. Директор школы Александр Франсуа-Рене Пинье поддержал использование шрифта Брайля, но Пьер-Арман Дюфау запретил его, когда он стал директором школы в 1840 году. Тем не менее, к 1850 году, когда туберкулез вынудил Луи Брайля отказаться от преподавания, его метод из шести пунктов был уже на пути к широкому признанию.

Луи Брайль скончался от болезни 6 января 1852 года в Париже в возрасте 43 лет.

Музыка как вдохновение

В Институт Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служил органистом в разных храмах Парижа.

Учеба в институте основывалась на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке было небольшое количество книг, опубликованных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелыми и громоздкими, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя по своим экспериментам целые ночи. Полностью он закончил свою работу до 15 лет. Метод заключался в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Также отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои исследования, Луи адаптировал метод нотной записи.

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли ученики родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не спешили внедрять нововведения в жизнь.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, участвовал в богослужениях как органист, обучался в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики любили своего юного наставника за его нескончаемую доброту и сострадание.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что до 26 лет он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдыхом.

Луи продолжал работать над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что немногие зрячие люди владеют его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Чтобы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко. Он ослеп в 6 лет, но был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал “Клавишный Печатник”. При нажатии на кнопку появлялся чернильный отпечаток обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.

Слепое образование

Брайль учился в Coupvray до десяти лет. Благодаря сочетанию ума и усердия Брайлю разрешили посещать одну из первых школ для слепых детей в мире – Королевский институт слепой молодежи, с тех пор переименованный в Национальный институт слепой молодежи в Париже. Брайль, последний из детей в семье, покинувших дом, ушел в школу в феврале 1819 года. В то время Королевский институт был ветхим и недофинансируемым учреждением, но он обеспечивал относительно стабильную среду для слепых детей, чтобы учиться и общаться.

Система Haüy

Детей учили читать по системе, разработанной основателем школы Валентином Гаюи . Не слепой сам, Хай был филантропом, посвятившим свою жизнь помощи слепым. Он спроектировал и изготовил небольшую библиотеку книг для детей, используя технику тиснения на плотной бумаге с выпуклыми отпечатками латинских букв . Читатели водили пальцами по тексту, понимая медленно, но в традиционной манере, которую Хауи мог оценить.

Выставка бюста и шила в музее места рождения Брайля в Купвре.

Брайлю помогли книги Хауи, но он также отчаялся из-за отсутствия в них глубины: количество информации, сохраняемой в таких книгах, обязательно было незначительным. Поскольку выпуклые буквы были сделаны сложным кустарным способом из влажной бумаги, прижатой к медной проволоке, дети не могли надеяться «писать» сами. Чтобы юный Луи мог отправлять письма домой, Симон-Рене снабдил его алфавитом, сделанным из кусочков толстой кожи. Это был медленный и громоздкий процесс, но мальчик мог, по крайней мере, проследить контуры букв и написать свои первые предложения.

Все книги Haüy ручной работы были неудобного размера и веса для детей. Они были кропотливо построены, очень хрупки и дороги в получении: когда школа Хаю только открылась, в ней было всего три книги. Тем не менее, Хай с рвением продвигал их использование. Для него книги представляли собой систему, которая была бы легко одобрена педагогами, и действительно, для видящих, казалось, что они предлагают наилучшие достижимые результаты. Брайль и его одноклассники, однако, слишком хорошо могли обнаружить сокрушительные ограничения книг. Тем не менее, усилия Хауи все же привели к прорывному достижению – признанию осязания как действенной стратегии для чтения без зрения. Главный недостаток системы Хаю состоял в том, что она «говорила с пальцами языком глаз».

Учитель и музыкант

Брайль неоднократно читал книги Хауи и не менее внимательно относился к устным инструкциям, предлагаемым школой. Он оказался очень опытным учеником, и после того, как он исчерпал школьную программу, его немедленно попросили остаться помощником учителя. К 1833 году он стал профессором. Большую часть оставшейся жизни Брайль оставался в Институте, где преподавал историю, геометрию и алгебру.

Музыкальный слух Брайля позволил ему стать опытным виолончелистом и органистом в классах Жана-Николя Маррига . Позже его музыкальные таланты привели его к игре на органе в церквях по всей Франции. Набожный католик , Брайль занимал должность органиста в Париже в церкви Сен-Николя-де-Шамп с 1834 по 1839 год, а затем в церкви Сен-Винсент-де-Поль .

Legacy of Braille Benefits Millions

Louis Braille’s legacy has enlightened the lives of millions of people who are blind. As a result, blind individuals from all over the world benefit from Braille’s work daily. Today, we transcribe braille code in many different languages worldwide. Louis would be very proud to know his creation has given literacy to countless numbers of people over the decades. Consequently, people who are blind can enjoy all the printed-word has to offer just like everyone else. The effect is tremendously empowering and helps them achieve success in school and their careers.

Several groups have been established over the last century to modify and standardize the braille code. Visit the Braille Authority of North America (BANA) for the latest news and developments on braille.

Преимущества и недостатки

Как и любая методика система Брайля имеет свои плюсы и минусы. К первым можно отнести следующие моменты:

  • Легкость и простота в освоении и использовании;
  • Возможность для слепого человека получить хорошее образование;
  • Шанс поддерживать связь с друзьями и родственники на расстоянии;
  • Благодаря возможности получать все необходимые данные, у незрячего пациента существенно повышается уровень самооценки;
  • Простота создания текстового сообщения;
  • Слепой человек получает шанс устроиться на хорошую работу;
  • Возможность заниматься общественным и полезным трудом.

Из минусов пользователи отмечают такие качества, как:

  • Низкая скорость чтения;
  • Большой объем письменного материала.

Шрифт Брайля и грамотность

Люди, родившиеся с нарушениями зрения, которые никогда не изучали шрифт Брайля, обычно плохо понимают язык. Иногда они не знают, что часто используемые фразы, такие как “когда-то давно”, представляют собой последовательность отдельных слов.

Многочисленные исследования показали, что изучение шрифта Брайля увеличивает шансы слепых на получение ученой степени, создание карьеры и самостоятельную жизнь. Результаты одного исследования показали, что 44% слепых людей, которые изучали шрифт Брайля, были безработными. В то время как 77% тех, кто никогда не изучал шрифт Брайля, были безработными.

Печать шрифтом Брайля

Бумага Брайля предназначена для тиснения шрифтом Брайля. Она толще обычной бумаги для печати, потому что точки Брайля вдавливаются в страницу. И точки должны оставаться твердыми и приподнятыми. Бумага Брайля соответствует определенному уровню качества для изготовления документов, писем или книг, написанных шрифтом Брайля.

Для письма шрифтом Брайля можно использовать грифельную доску и стилус. Грифельная доска, или шаблон, покрыта равномерно расположенными углублениями. На грифельную доску кладется лист бумаги, а для прокалывания отверстий используется стилус. Принтеры Брайля на самом деле больше похожи на устройства для тиснения, чем традиционные принтеры.

Запись шрифтом Брайля

Нет необходимости носить с собой планшет и стилус или использовать громоздкий принтер для тиснения для академических или личных заметок. Дисплеи Брайля подключаются к компьютерам или мобильным устройствам для воспроизведения текста на экранах шрифтом Брайля.

Брайлевские дисплеи также преобразуют текст в обновляемый шрифт Брайля, с которым пользователь может взаимодействовать или редактировать. Клавиатуры могут быть со шрифтом Брайля или традиционном формате QWERTY. И большинство записывающих устройств Брайля также включают функцию синтезированой речи для ввода.

Что собой представляет азбука Брайля?

Это рельефная письменность, необходимая для незрячих людей. В знаках, которые используются в шрифте по Брайлю, закодированы символы алфавита. Для каждого знака существует определенная позиция выпуклостей на листе. Их размещают в 2-х колонках в 3-х различных позициях. Определенная комбинация точек обозначает один из знаков. Таким образом слова можно «прочитать». Этот способ считывания развивает чувство грамотности и пунктуальности у людей, которые потеряли зрение.

Особенности шрифта

Шеститочечный шрифт позволяет записать 64 различных символа.

Доты нумерованы, идущую сверху вниз: справа сверху дот 1, внизу расположены номера 2 и 3, сверху слева номер 4, а под ним 5 и 6. Изначально выпуклых точек было всего 6, но позже были добавлены 7 и 8 номера. На одном листе (размер страницы составляет 23 на 31 сантиметр) располагаются 25 строчек. В каждой из них находится от 22 до 25 знаков.

Чтобы быстрее освоить язык для слепых, доты расставлены на таком расстоянии друг от друга:

  • по вертикали — 3,75 мм;
  • по горизонтали 5 миллиметров.

Для механического набора применяется специальная печатная машина. Символы наносятся на бумагу с помощью пластины, на которой изображены символы. Различают 6 клавиш, необходимых для набора. Отдельно вынесены клавиши для пробелов, точек и возврата назад. Если буква образуется с помощью двух знаков, то клавиши с изображением нажимают одновременно.

Недостатки и преимущества

Азбука для слепых сложна в изучении, так как неверно поставленное обозначение меняет смысл написанного. Но знание азбуки Брайля дает возможность максимальной адаптации в обществе для незрячих. Отличительная черта азбуки для слепых людей в том, что на первой странице текст читается справа налево, а на второй — в обратном порядке. Это усложняет чтение.

Производство рельефных книг – трудоемкий и длинный процесс.

В текстах обычно не используются прописные буквы, пробелы после запятых и тире. Потому для правильного набора текста на компьютере проходят предварительную подготовку. Это вызывает дополнительные сложности при общении онлайн. Кроме этого, тексты, написанные с помощью шрифта Брайля, имеют большой объем, а скорость восприятия текста при этом низкая.

Как изучается и используется?

Полная система шифра состоит из 255 знаков. Различают 10 значений в точечной комбинации. Кроме пробелов и печатных букв, используются иногда приписные, заглавные знаки и цифры. Для печати применяют особую систему знаков по Брайлю, причем любое отклонение от правил невозможно. Для того чтобы поменять шрифт или размер знака, ставят теги перед знаками, которые изменяются.

Азбуку Брайля используют для нанесения буквенных, цифровых и музыкальных обозначений. По этой системе легко троить графики и рисовать таблицы. Это дает возможность слабовидящим людям получить знания из любой сферы науки. Существуют клавиатуры, разработанные по Брайлю. Разрабатываются способы восприятия электронной информации. Для незрячих изготовлены мониторы, с которых считывают алфавит. Но они достаточно громоздки и сложные в изготовлении. Кроме этого, разрабатывается перчатка, которая поможет незрячим читать тексты с цифровых носителей.

Легко - Шрифт БрайляЛегко – Шрифт Брайля

Луи Брайль: краткая биография

4 января 1809 г. во Франции, в провинциальном Кувре в семье сапожника Симона Брайля родился сын. Его нарекли именем Луи. Судьба готовила его к тяжелым испытаниям, но он их с достоинством выдержал и приобрел всемирную славу.

Несчастный случай

Целыми днями малыш возился с кусочками кожи в мастерской отца. Они служили ему игрушками. В 3 года Луи попытался сделать дырку в одном из кусочков. Но детская ручонка неожиданно соскользнула и острие шила, которое не было идеально чистым от частичек кожи, угодило в глаз.

За два года инфекция распространилась и на другой глаз малыша. В пять лет Луи стал слепым. Какая судьба могла ожидать слепого? Нищета, голод, попрошайничество? Постепенно родители примирились с трагедией, но делали  для развития сына все, что было в их силах.

Он научился плести бахрому и шить войлочные туфли. Три раза в неделю в дом приходил учитель и обучал Луи игре на скрипке. Отец сделал доску, куда вбил гвозди, которые повторяли очертания букв, и учил его читать. Мальчика отдали в обычную школу.

Любознательный ученик имел прекрасную память, все это и помогало Луи достичь отличных результатов по всем школьным дисциплинам. Учитель посоветовал родителям отправить его для получения дальнейшего образования, и в 10 лет он был принят в Париже в институт для незрячих.

Учебное заведение называлось Королевским, но классы располагалось в сырых и душных комнатах. Это было опасно для неокрепшего организма и много ребятишек, в т. ч. и Луи впоследствии пострадали от туберкулеза. Учеников здесь, кроме основных предметов, обучали игре на пианино и органе, умению вязать и ткать.

Главный упор был сделан на развитие тактильности. Такие занятия позволяли ученикам в дальнейшем самим зарабатывать себе на жизнь и не становиться обузой для родственников. А главное, они становились независимыми.

Здесь использовали учебные пособия с рельефно-линейным шрифтом. Но к сожалению, их было недостаточно, а по некоторым дисциплинам их не было. Брайль стал одним из лучших студентов.

В 1828 г. он окончил обучение и ему здесь же была предложена должность младшего учителя. Луи учил детей географии, истории, алгебре и музыке, а по выходным играл на органе в храме Сен-Николя де Шан.

Первые опыты

В 19 лет ему предложили должность учителя. Слепые студенты учатся читать и писать на латыни, используя методику Гийе. Метод, основанный на вырезанных на доске латинских символах был малоэффективным. Символы трудно распознавались на ощупь и воспроизведение их происходило чрезвычайно медленно. Луи Брайль начал экспериментировать с кругами, квадратами и треугольниками, вырезанными на коже, в попытке разработать специальный алфавит для слепых.

Вместе с одноклассниками он параллельно знакомится с методом передачи и получения информации, применяемым военными. Метод, изобретенный офицером Шарлем Барбье был основан на матрице, размером 6 на 6 символов, представляющей собой узоры из точек, для бесшумной передачи информации «вслепую».

Шрифт Барбье позволял передавать текст, разбитый на звуки. Каждому звуку соответствовал узор, состоящий из одиннадцати выпуклых точек, определенным образом выколотых на матрице. Там не было цифр и символов. Этот тип шифрования подходил для коротких сообщений. Воодушевившись идеей использования точек, вместо резьбы и царапанья, Луи предложил упростить матрицу до размера 6 на 2 символа. Ещё одним неудобным нюансом казался фонетический упор метода, не учитывающий орфографию, не распространяющийся на передачу музыкальных символов и математических знаков.

Приложив незаурядное рвение при поиске удобной системы, он непрерывно трудился, пока не приблизился к заветной цели. Наконец, в начале октября 1825 года, 16-летний Луи представил директору учреждения первую версию своего алфавита и шрифта. К 1829 году появилось первое описание метода передачи информации для незрячих Луи Брайля, который предполагал возможность не только записи текстов, но и музыки, математических символов, подходил для описания схем вязания узоров и многого другого.

Одноклассники Брайля освоили эту систему очень быстро и были в восторге. Это было так просто, что сложно проверить. Метод позволял ребятам писать и читать друг другу письма, самим создавать книги. Успех системы сделал юношу наставником для детей. Его большая заслуга заключалась и в открытии незрячим пути к музыкальному достоянию. На основе своего шрифта он в 1828 году разработал систему, позволяющую впервые в истории, записать музыкальные произведения незрячими и для незрячих. Новый директор школы просил его начать работу в качестве преподавателя с зарплатой в 15 франков. В 1833 году Луи принял это предложение.

Новые инструменты

Новые технологии создали множество инструментов, которые позволяют слабовидящим и слепым людям «читать» тексты, написанные латиницей.

Автоматические транскрипционисты Брайля

Это программное обеспечение, способное автоматически преобразовывать «черный» документ в текст Брайля.

Затем полученный текст может быть тиснен, то есть напечатан шрифтом Брайля с использованием специального принтера, называемого тиснением.

Основными транскриберами Брайля являются DBT (полный и короткий шрифт Брайля, очень хорошего качества), NAT braille (бесплатный, полный и короткий шрифт Брайля, математика; музыка в разработке), winbraille (бесплатный, полный и короткий), танцующие точки (музыка).

Система brltty (бесплатная) также позволяет, помимо динамического отображения на дисплее Брайля, создавать полные и сокращенные дисплеи.

Другие ИТ-проекты или достижения предоставляют доступ к документам, записанным шрифтом Брайля, например к библиотеке Hélène.

Синтез речи, тактильный диапазон, распознавание символов

Технологические достижения также ощущаются в области синтеза речи . Еще несколько лет назад слепые были единственными, кто понимал произносимые предложения. В настоящее время это понятно всем. Во время прослушивания хорошо ощущается пунктуация .

Программы чтения с экрана – это программное обеспечение для преобразования визуального экрана на странице в шрифт Брайля или устный текст.

Есть еще тактильные области, пластина на которой представляет собой полосу из маленьких булавок, поднимающихся или опускающихся, чтобы складывать символы. Таким образом, строка текста, появляющаяся на экране, переводится в тактильной области на шрифт Брайля. Тактильная область также называется областью Брайля .

Диапазон шрифта Брайля под клавиатурой.

Когда слепой желает прочитать текст на экране компьютера, у него есть выбор между двумя вариантами прокрутки текста на сенсорном экране: либо он нажимает кнопку, как только закончит чтение. Прочтите каждую строку, чтобы остальное было текста, или текст прокручивается с определенной скоростью и читается по мере продвижения. Люди, читающие шрифт Брайля, часто используют комбинацию области Брайля и преобразования текста в речь, чтобы облегчить восстановление информации.

Компьютерный интерфейс под названием Hyperbraille вскоре должен позволить слепым обращаться к графике.

Распознавания символов из отсканированного документа позволило многим больным людям или слепым читать тексты , которые они не имели доступа. Они сканируют свои документы и читают их, используя два перечисленных выше метода.

Слепые люди теперь могут просматривать Интернет с помощью сенсорных экранов и преобразования текста в речь.

Пишущая машинка

Пишущая машинка Брайля — это пишущая машинка с шестью клавишами, позволяющая писать на азбуке Брайля на обычной белой странице.

Первая пишущая машинка Брайля, получившая всеобщее признание, была изобретена Фрэнком Хейвеном Холлом (управляющим Иллинойской школы для слепых) и была представлена ​​публике в 1892 году.

Стрейнсби Брайлер, разработанный механиком Генри Стейнсби в 1903 году представляет собой скользящую каретку, которая перемещается по алюминиевой пластине, в которой изображены буквы Брайля. Улучшенная версия была введена в 1933 году.

В 1951 году учитель деревообработки в школе Перкинса для слепых Дэвид Абрахам создал более продвинутую пишущую машинку Брайля — Perkins Brailler.

Принтеры для тиснения шрифтом Брайля были выпущены в 1950-х годах. В 1960 году преподаватель МТИ Роберт Манн написал программное обеспечение DOTSYS, позволяющее производить автоматический перевод Брайля, а другая группа создала устройство для тиснения под названием «MIT Braillemboss». Команда Роберта Гилдеа, Джонатана Миллена, Рейда Герхарта и Джозефа Салливана (ныне президент Duxbury Systems) из корпорации Mitre разработала первый переводчик Брайля, написанный на переносимом языке программирования. DOTSYS III был разработан для государственных школ Атланты как программа общественного достояния.

В 1991 году Эрнест Бейт разработал электронную машину Mountbatten Brailler, которая использовалась для печати шрифта Брайля на бумаге Брайля, предоставив ей ряд дополнительных функций, таких как обработка текста, звуковая обратная связь и тиснение.

В 2011 году Дэвид С. Морган выпустил первую машину SMART Brailler с добавлением функции преобразования текста в речь и возможностью цифрового ввода введенных данных.

Примечания

  1. . American Foundation for the Blind.
  2. American Foundation for the Blind, , http://www.braille.org/papers/jvib0696/vb960329.htm>. Проверено 15 апреля 2009.
  3. Ranalli, Ralph (2008-01-05), , http://www.boston.com/news/local/articles/2008/01/05/a_boost_for_braille/>. Проверено 17 апреля 2009.
  4. . AFB.org. Дата обращения 19 июня 2016.
  5. . Дата обращения 16 августа 2018.
  6. History of the Perkins Brailler www.perkins.org/assets/downloads/research/history-of-brailler-11-17-09.pdf
  7. . Victorian Collections. Museums Australia Victoria. Дата обращения 23 октября 2019.
  8. . cha-shcha.com. Дата обращения 8 декабря 2018.

Более поздняя жизнь

Хотя его ученики восхищались и уважали шрифт Брайля, его системе письма не преподавали в Институте при его жизни. Преемники Валентина Гаюи, умершего в 1822 году, не проявили интереса к изменению устоявшихся методов школы, и действительно, они были активно враждебно настроены по отношению к ее использованию. Доктор Александр Рене Пинье, директор школы, был уволен со своего поста после того, как он перевел книгу по истории на шрифт Брайля.

Брайль всегда был болезненным ребенком, и его состояние ухудшилось в зрелом возрасте. Постоянное респираторное заболевание, долгое время считавшееся туберкулезом , преследовало его. Несмотря на отсутствие лекарства в то время, Брайль прожил с болезнью 16 лет. К 40 годам он был вынужден отказаться от должности учителя. Когда его состояние достигло смертельной опасности, его поместили в лазарет Королевского института, где он умер в 1852 году, через два дня после того, как ему исполнилось 43 года.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации