Что собой представляет азбука Брайля?
Это рельефная письменность, необходимая для незрячих людей. В знаках, которые используются в шрифте по Брайлю, закодированы символы алфавита. Для каждого знака существует определенная позиция выпуклостей на листе. Их размещают в 2-х колонках в 3-х различных позициях. Определенная комбинация точек обозначает один из знаков. Таким образом слова можно «прочитать». Этот способ считывания развивает чувство грамотности и пунктуальности у людей, которые потеряли зрение.
Особенности шрифта
Шеститочечный шрифт позволяет записать 64 различных символа.
Доты нумерованы, идущую сверху вниз: справа сверху дот 1, внизу расположены номера 2 и 3, сверху слева номер 4, а под ним 5 и 6. Изначально выпуклых точек было всего 6, но позже были добавлены 7 и 8 номера. На одном листе (размер страницы составляет 23 на 31 сантиметр) располагаются 25 строчек. В каждой из них находится от 22 до 25 знаков.
Чтобы быстрее освоить язык для слепых, доты расставлены на таком расстоянии друг от друга:
- по вертикали — 3,75 мм;
- по горизонтали 5 миллиметров.
Для механического набора применяется специальная печатная машина. Символы наносятся на бумагу с помощью пластины, на которой изображены символы. Различают 6 клавиш, необходимых для набора. Отдельно вынесены клавиши для пробелов, точек и возврата назад. Если буква образуется с помощью двух знаков, то клавиши с изображением нажимают одновременно.
Недостатки и преимущества
Азбука для слепых сложна в изучении, так как неверно поставленное обозначение меняет смысл написанного. Но знание азбуки Брайля дает возможность максимальной адаптации в обществе для незрячих. Отличительная черта азбуки для слепых людей в том, что на первой странице текст читается справа налево, а на второй — в обратном порядке. Это усложняет чтение.
Производство рельефных книг – трудоемкий и длинный процесс.
В текстах обычно не используются прописные буквы, пробелы после запятых и тире. Потому для правильного набора текста на компьютере проходят предварительную подготовку. Это вызывает дополнительные сложности при общении онлайн. Кроме этого, тексты, написанные с помощью шрифта Брайля, имеют большой объем, а скорость восприятия текста при этом низкая.
Как изучается и используется?
Полная система шифра состоит из 255 знаков. Различают 10 значений в точечной комбинации. Кроме пробелов и печатных букв, используются иногда приписные, заглавные знаки и цифры. Для печати применяют особую систему знаков по Брайлю, причем любое отклонение от правил невозможно. Для того чтобы поменять шрифт или размер знака, ставят теги перед знаками, которые изменяются.
Азбуку Брайля используют для нанесения буквенных, цифровых и музыкальных обозначений. По этой системе легко троить графики и рисовать таблицы. Это дает возможность слабовидящим людям получить знания из любой сферы науки. Существуют клавиатуры, разработанные по Брайлю. Разрабатываются способы восприятия электронной информации. Для незрячих изготовлены мониторы, с которых считывают алфавит. Но они достаточно громоздки и сложные в изготовлении. Кроме этого, разрабатывается перчатка, которая поможет незрячим читать тексты с цифровых носителей.
13 ноября – Международный день слепых
13 ноября1745 года во Франции родился Валентин Гаюи (Valentin Haüy) — известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) именно эта дата стала основой для учрежденияМеждународного дня слепых (International Day of the Blind), главная цель которого — привлечение внимания широкой общественности к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации.
До 18 века мир не знал учебных заведений для слепых.Валентин Гаюивпервые продемонстрировал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта. В 1784 году в Париже без поддержки правительства и благотворительных обществ, на свои личные средства в своем собственном доме он открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником Валентина Гаюи был подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще 11 его беспризорных сверстников.Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефно-линейный шрифт «унциал». Этот шрифт получил название от латинского слова, означающего «равный по длине одной унции». Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению и печатать книги для слепых.
Шрифт был передвижной, и это помогало слепым детям делать набор нужного текста. Кроме этого Валентин Гаюи сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Идея создания книг для слепых также принадлежит Валентину Гаюи. Несмотря на огромные материальные затруднения, Валентин Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг рельефно-линейным шрифтом — «унциалом». Это были первые книги для слепых. По книгам Валентина Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия (в 1829 году француз Луи Брайль — воспитанник Парижского национального института для слепых детей разработал универсальную систему рельефно-точечного шрифта, нашедшего распространение во всех странах мира). В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых. В 1807 году Александром I были утверждены Устав, штаты и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату принято считать началом деятельности первого учебно-воспитательного заведения для слепых детей в России.Поданным ВОЗ, сегодня в мире — примерно 1,3 млрд. человек живут с той или иной формой нарушения зрения, из них 36 млн. человек поражены слепотой
В связи с ростом и старением населения будет возрастать риск того, что нарушения зрения будут развиваться у все большего числа людей.
По книгам Валентина Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия (Фото: Africa Studio, Shutterstock)
Во многих странах мира в Международный день слепых проводятся мероприятия, цель которых привлечь внимание общества к людям, потерявшим зрение, и слабовидящим, а также создать условия для всестороннего участия этих людей в жизни общества, расширения их возможностей получения знаний и информации посредством информационно-коммуникационных средств, повышения их занятости, в целом улучшения образа жизни этих людей.Напомним, что в международном календаре есть еще дни, которые призывают общество не забывать о людях, нуждающихся в самой простой поддержке, — это Международный день глухих, отмечаемый в последнее воскресенье сентября, Международный день белой трости (15 октября), Международный день инвалидов (3 декабря).
Фото: stock.adobe
Расширения для других языков [ править ]
В печати многие языки бывшего Советского Союза написаны кириллическими алфавитами, образованными от русского алфавита путем добавления новых букв. Их алфавиты Брайля также произошли от русского шрифта Брайля. Назначение букв в русском шрифте Брайля такое же, как и в русском шрифте Брайля. Однако между дополнительными буквами нет международной согласованности, кроме ⠽ і , которая используется в украинском, белорусском и казахском языках – и даже тогда кыргызский использует ⠽ для ң (ŋ) , и, возможно, таджикский использует его для обозначения (ŋ). қ (д). Обычно используются не все русские буквы, за исключением, возможно, русских займов. Пунктуация и форматирование, насколько они удостоверяются, согласны с русским шрифтом Брайля, хотя казахский шрифт Брайля сообщается использовать русский арифметическая Скобки ⠣ ⠀ ⠜ .
Украинский шрифт Брайля править
В украинском языке есть дополнительные буквы і, ї, є, ґ. Є является зеркальным отражением старого русского э , а і старого русского і (то есть, это зеркальное отображение я , что делает его таким же , как французские / английский у ), а ї старый русский ѣ .
Распечатать | є | ґ | і | ї |
---|---|---|---|---|
Шрифт Брайля |
ЮНЕСКО (2013) не смогла проверить эти значения.
Белорусский шрифт Брайля править
В белорусском языке есть дополнительные буквы і и ў . Они являются зеркальным отображением й и у . [ ненадежный источник? ]
Распечатать | і | ў |
---|---|---|
Шрифт Брайля |
ЮНЕСКО (2013) не смогла проверить эти значения.
Казахский шрифт Брайля править
В казахском языке есть дополнительные буквы ә, ғ, қ, ң, һ, ө, ү, ұ, і .
Распечатать | ә | ғ | қ | ң | ө | ү | ұ | һ | і |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шрифт Брайля |
См. Таблицу соответствия казахских алфавитов # для всего алфавита Брайля, выровненного с кириллицей.
Кыргызский шрифт Брайля править
В кыргызском есть подмножество казахских букв, ө, ү, но со значениями шрифта Брайля, совершенно отличными от указанных выше языков:
Распечатать | ң | ө | ү |
---|---|---|---|
Шрифт Брайля |
См. Таблицу соответствия кыргызских алфавитов # для всего алфавита Брайля, выровненного с кириллицей.
Монгольский шрифт Брайля править
В монгольском языке есть ө, ү, но опять же с другими назначениями шрифта Брайля:
Распечатать | ө ö | ү ü |
---|---|---|
Шрифт Брайля |
Это две устаревшие буквы русского Брайля. Монгольский гласный ө (ö) по совпадению напечатан так же, как и древнерусский согласный ѳ (th) , и принимает его брайлевское назначение; монгольская гласная ү (ü) принимает назначение древнерусской гласной ять .
См. Монгольский кириллический алфавит для всего алфавита, выровненного с кириллицей.
Дополнительные алфавиты править
ЮНЕСКО сообщила о дополнительных адаптациях кириллицы со шрифтом Брайля в 1990 г. для таджикского , туркменского и узбекского языков , но не смогла подтвердить их к 2013 г. Дополнительные буквы в отчете показаны здесь, но, как и буквы украинского и белорусского языков, они есть
непроверенный, и к нему следует относиться с осторожностью
Как изобрели азбуку?
Создатель азбуки Брайля родился в январе 1809 года во Франции, звали его Луи Брайль. Отцом мальчика был сапожник; ребенок с детства находился в мастерской отца, играя с кусочками кожи. Однажды, когда крохе было 3 года, он хотел сделать дырку в одной из своих таких игрушек, однако детская нетвердая рука не смогла удержать шило, и оно попало в глаз. Шило было нестерильным, что привело к инфекции. Чуть позже она распространилась на второй глаз, и в 5 лет Луи полностью ослеп.
Статья по теме
Откуда появился миф о феноменальной пользе моркови для зрения?
Родители сделали максимум всего, чтобы ребенок смог жить полноценной жизнью. Луи научился плести бахрому, шить туфли из войлока, к нему приходил несколько раз в неделю учитель по игре на скрипке. Отец же сделал для сына специальную доску, в которую вколотил гвозди, повторяющие очертания букв — так мальчика обучали чтению. А дальше отдали в обычную школу. Мальчику повезло, что у него была хорошая память, что помогало ему в учебе — в результате он освоил все школьные дисциплины.
После он поступил в институт для незрячих. Один из основных упоров в обучении был сделан на развитии тактильности — именно такие знания помогали им устраиваться в жизни и не прозябать в нищете. Для обучения применяли специальные пособия с рельефно-линейным шрифтом. Однако этого не хватало.
Также людей слепых в то время обучали чтению с помощью так называемой «Ночной азбуки». Она была создана в 1821 году капитаном Барбье де ля Серром. Азбука широко применялась солдатами во время поступления ночных донесений — информацию записывали путем прокалывания отверстий в картоне, читали же, прикасаясь пальцами к обратной стороне. Дырочки располагали в 2 линии по 6 штук. Луи такую азбуку ценил не слишком высоко, потому что в ней не хватало знаков препинания, изменить правила правописания было нельзя. Но именно тогда идея использовать выпуклости его заинтересовала.
Азбука Брайля в привычном нам понимании появилась в 1824 году, когда Луи буквально осенило. Созданный им алфавит включал 63 комбинации точек. Но на достигнутом автор не остановился и продолжил работу, добавляя знаки препинания, цифры и даже ноты.
Планшетом по зрению. Могут ли современные гаджеты привести к слепоте?
Подробнее
Проще, проще и проще
Изобретатели — последователи Хауи использовали в корне неверную посылку: «Что удобно видящим, то удобно слепым». По системе Хауи необходимо было «читать» стандартные рельефные буквы, которые очень часто имели замысловатые очертания. В первую очередь изобретатели стали предлагать рельефные шрифты с оригинальной или упрощенной формой букв.
В 1831 году англичанин Джеймс Гол представил выпуклое угловатое письмо, которое какое-то время использовалось в приюте для слепых. Олстон из Эдинбурга предложил собственный шрифт на основе латинского алфавита. Гарнитура Allston очень похожа на один из современных компьютерных шрифтов: Arial.
Изобретательская мысль не останавливается, и в 1838 году Лукас предлагает оригинальные «каракули». Эта система является своего рода сокращением. Буквы выбираются случайным образом и состоят из строк с точкой на одном конце или без нее. Система Лукаса никогда не использовалась для тренировок.
Доктор Мун в своем шрифте 1845 года стремился сохранить основные формы латинского алфавита. Его система использовалась в начале двадцатого века. Но, несмотря на кажущуюся простоту стиля, все существующие системы имели общие недостатки: слишком много времени на чтение и дороговизна создания книг.
Система шрифта Брайля
Шрифт Брайля является специальной системой обучения чтению и письму незрячих людей. Она была разработана в 1824 году. Сын сапожника, француз Луи Брайль, в возрасте трех лет ранил глаза шилом и потерял зрение из-за воспаления. В пятнадцатилетнем возрасте он создал метод начертания и чтения букв, который впоследствии назвали именем создателя. Шрифт Брайля для слепых отличается от линейного типа начертания знаков Валентина Гаюи. Прототипом нового шрифта для чтения стал «ночной метод», который разработал капитан артиллерии Шарль Барбье для того чтобы читать в темное время суток военные донесения. Но метод Барбье имел недостаток – знаки были слишком большими, и на странице их помещалось ограниченное количество.
Благодаря шрифту Брайля незрячие люди могут научиться писать и читать. Он способствует развитию навыков грамматики, пунктуации и правописания. Слепые также имеют возможность, используя этот метод, познакомиться со сложными схемами и графиками.
Какова структура русского шрифта Брайля? Как происходит их начертание и чтение? В шрифте Брайля буквы изображаются с помощью шести точек, которые делятся ровно на два столбца. Текст вначале читается справа налево, а на следующей странице – слева направо. При восприятии этого шрифта существует определенная сложность. Дело в том, что текст читается на обратной странице, используя выпуклости от отметок, проколотых с другой стороны. Точки в нем пронумерованы по столбикам сверху вниз. Их читают вначале с правой, а затем с левой стороны.
Это происходит следующим образом:
- в верхнем правом углу находится первая точка;
- под ней идет вторая;
- нижний правый угол занимает третья точка;
- вверху слева располагается четвертая точка;
- ниже ее – пятая;
- в левом нижнем углу – шестая.
Позже, расширяя русский шрифт Брайля, под третьей точкой добавили седьмую, а под шестой – восьмую. Ячейка без прокола представляет собой определенный символ. Размеры точек, расстояния между ними и столбцами соответствуют общепринятым нормам. Так, минимальная высота отметки, достаточная для распознавания, равна 0,5 мм. Проколы находятся на расстоянии 2,5мм один от другого. Расстояние между ячейками по горизонтали равно3,75мм, а по вертикали – 5мм. Благодаря такой структуре незрячий человек может, распознавая знаки на ощупь, довольно быстро и легко овладеть навыками чтения.
Печатные листы текстов по Брайлю могут иметь разный формат. В России принято, что один листок включает 25 строчек по 30 и 32 символа. Его размер равен 23×31см. Рельефно-точечный шрифт Брайля является для людей с потерей зрения единственным способом, с помощью которого они могут научиться писать и читать. Конечно же, их возможности значительно расширяются, и они могут получить образование, а затем работу.
Как появился шрифт Брайля?
В начале 19 века во Франции родился Луи Брайль. Мальчик был совершенно здоров, но в возрасте 3-х лет в результате травмы он полностью лишился зрения. Однако, это не помешало мальчику получить хорошее начальное образование, позволившее ему поступить в школу Гаюи. Обучение в этом учебном заведении было недешевым. Книги были слишком дорогими и молодой Брайль стал искать пути удешевления обучения
.
Однажды он узнал о работе Шарля Барбье, предлагавшего французской армии систему слепой коммуникации с помощью рельефных точек и тире, выдавленных на толстой бумаге
. Предложенный вариант азбуки был слишком сложным для освоения. Но молодой человек смог разглядеть в ней перспективу. У него возникли идеи по усовершенствованию этой азбуки. Луи Брайль понимал, что не сможет справиться с работой в одиночку и обратился за помощью к Шарлю Барбье, но получил отказ. Поэтому юноша работал над новой азбукой для слепых в свободное время
. Работа заняла несколько лет.
В 1824 году директору школы Гаюи была представлена азбука Брайля. Шрифт Брайля – это алфавит из 33 букв, состоящих из двух вертикальных рядов, каждый из которых имеет по три точки. Сначала его не принимали, но уже через 30 лет он был признан официальным шрифтом для слепых во Франции, а позднее и во всем мире.
Source code
dCode retains ownership of the online ‘Braille Alphabet’ tool source code. Except explicit open source licence (indicated CC / Creative Commons / free), any algorithm, applet or snippet (converter, solver, encryption / decryption, encoding / decoding, ciphering / deciphering, translator), or any function (convert, solve, decrypt / encrypt, decipher / cipher, decode / encode, translate) written in any informatic language (PHP, Java, C#, Python, Javascript, Matlab, etc.) no data, script or API access will be for free, same for Braille Alphabet download for offline use on PC, tablet, iPhone or Android !
Общий
Нумерация точек Брайля
Шестнадцатеричные значения Unicode в восьмизначном знаке
Шесть точек, три в высоту и две точки в ширину, образуют сетку для комбинаций точек, с помощью которых отображаются символы (буквы, цифры, пробелы и т. Д.). Число шести баллов является результатом того, что максимум шесть нажатий клавиш могут различаться пальцами одновременно. С шестью (двоичными) точками получается 2 6 = 64 ; Таким образом, могут отображаться 64 разных символа.
Точки в ячейке Брайля нумеруются от одного до трех в левом столбце и от четырех до шести в правом столбце – сверху вниз в каждом столбце. Эти 1-2-4 на левом и 8-10-20 справа (10 16 = 16 10 и 20 16 = 32 10 ) присвоены этим.
Дисплеи Брайля используются для вывода текстов шрифтом Брайля на компьютер . Поскольку для работы на компьютере необходимо больше символов, чем может быть представлено шестью точками, на дисплей Брайля добавляется еще две точки на символ Брайля, так что доступно восемь точек, четыре в высоту и две в ширину ( компьютерный шрифт Брайля , специальное исполнение: евробрайль ). Таким образом получается 2 8 = 256 вариантов. Кодировка стандартных символов остается прежней, но только нижняя строка остается пустой.
При нумерации точек восьмизначного символа нумерация шести верхних точек остается неизменной – двум нижним точкам присваиваются числа 7 (слева) и 8 (справа) с соответствующими шестнадцатеричными значениями 64 10 = 40 16 и 128 10 = 80 16 .
Узкие пределы создаваемых таким образом наборов символов (64 или 256 символов) расширяются двумя способами:
- Для многих языков или технических языков существуют отдельные наборы символов (обозначения), в которых значения символов различаются. Это включает Б. математика, химия, музыка и другие. Поэтому в начале текста необходимо указать, что за ним следует специальный набор символов. С другой стороны, в случае обычного 6-пунктового шрифта Брайля говорят о литературном шрифте Брайля .
- Комбинация символов Брайля используется для создания в черный характер. Наиболее ярким примером этого является отсутствие разницы между верхним и нижним регистром в 6-пунктирном шрифте Брайля (базовом шрифте). Буква становится заглавной, помещая перед ней специальный символ.
Почему Брайль до сих пор не распознают?
Как и на все сложные вопросы, тут нет однозначного ответа. Во-первых, это проект без коммерческого потенциала. Во-вторых, сейчас существует огромное количество технических средств, помогающих незрячим при чтение и письме. С ними люди отлично могут набирать текст на компьютере, пользоваться любыми мессенджерами. Так что для многих задач эта технология уже не актуальна. Рукописный Брайль есть только на этапе начального обучения письму.
Но так ситуация устроена далеко не везде. К сожалению, все эти технические средства довольно дорогие, выпускает их небольшое число компаний. Есть много стран (Россия в том числе), где брайлевская строка и брайлевский дисплей доступны совсем немногим.
Вероятно, через 10-20 лет «электронные помощники» распространятся по всему миру. Но людям нужно жить, учиться и общаться сейчас, а не через несколько десятилетий. Да и проблему оцифровки старых книг на Брайле электронные помощники не решают.
Общемировое значение системы Брайля
Метод чтения Брайля используется всеми языками мира, даже для японских и китайских иероглифов. В последние годы его также применили для ряда языков Парагвая, Бутана, Руанды и Бурунди.
Системой Брайля можно воспроизвести:
- любой алфавит;
- цифры;
- математические знаки, уравнения;
- музыкальные ноты;
- компьютерные символы;
- сложные схемы и графики.
Еще в двадцатом веке одним из основных недостатков брайлеровского метода была невозможность общаться, беседовать «здесь и сейчас», то есть в режиме реального времени.
В настоящее время азбука Брайля позволяет слепым людям не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом.
Они могут вводить текст в компьютер при помощи клавиатуры с рельефными клавишами, а для чтения ответа существуют дисплеи для слепых, представляющие собой узкую панель, на которой находятся брайлеровские ячейки.
Текст с компьютера преобразуется в импульсные электрические сигналы, которые воздействуют на часть стержней в ячейках и выталкивают их вверх. Незрячий человек, проводя пальцем по всем ячейкам, ощущает выдвинутые стержни как точки и читает слова.
А распечатать текст для чтения незрячими людьми можно с помощью брайлевского принтера.
Данное пособие с успехом может быть использовано учителями школы и реабилитологами.
Чтобы выучить систему Брайля и писать точно и аккуратно, потребуется приложить некоторые усилия. Например, неправильно поставленная точка может изменить номер телефона. Но знание системы Брайля стоит затраченных сил. Поставьте себе целью достичь как можно более высоких результатов – и постарайтесь добиться успехов.
Мы надеемся, что новые знания принесут вам пользу.
ВВЕДЕНИЕ
Определение системы Брайля
Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.
Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки.
Для удобства точки описываются при чтении следующим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз:
Принадлежности для письма по Брайлю
Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки.
Шрифт Брайля
Cлова, предложения,
математические выражения
Использование брайлевского прибора и грифеля
Бумага вставляется между двумя пластинами брайлевского прибора. Каждая ячейка пластины соответствует брайлевской ячейке. Грифель надавливает на бумагу по углублениям в нижней пластине, чтобы получить брайлевский знак. Так как для прочтения написанного бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а точки 4, 5 и 6 – слева.
Использование брайлевской печатной машинки
Брайлевская печатная машинка имеет 6 клавиш, клавишу «Пробел», клавишу перемещения назад, ручку вала перевода строки. Шесть клавиш соответствуют шести точкам брайлевской ячейки. Клавиши, формирующие знак, нажимаются одновременно, так что каждое нажатие соответствует букве. Справа и слева от клавиши пробела находятся по три клавиши. Указательный палец левой руки нажимает на клавишу слева от клавиши пробела, представляющую собой точку 1. Средний палец нажимает на среднюю клавишу, представляющую собой точку 2. Безымянный палец нажимает на последнюю клавишу (точка 3). Указательный палец правой руки нажимает на клавишу справа от клавиши пробела, средний палец – на среднюю клавишу, безымянный палец – на последнюю клавишу. Эти клавиши представляют собой точки 4, 5 и 6 соответственно. Большой палец нажимает на клавишу пробела.