Преимущества и недостатки
Как и любая методика система Брайля имеет свои плюсы и минусы. К первым можно отнести следующие моменты:
- Легкость и простота в освоении и использовании;
- Возможность для слепого человека получить хорошее образование;
- Шанс поддерживать связь с друзьями и родственники на расстоянии;
- Благодаря возможности получать все необходимые данные, у незрячего пациента существенно повышается уровень самооценки;
- Простота создания текстового сообщения;
- Слепой человек получает шанс устроиться на хорошую работу;
- Возможность заниматься общественным и полезным трудом.
Из минусов пользователи отмечают такие качества, как:
- Низкая скорость чтения;
- Большой объем письменного материала.
Машины и оборудование для тиснения
Слепая пишущая машинка (также пишущая машинка с листовой подачей) для тиснения точек на листах соответствующей толщины.
Стено-машина – очень компактная модель (переднюю крышку можно откинуть после складывания в пробел) для маркировки специальных бумажных полос вместо листов. Полоска бумаги видна у левого края рисунка.
→ Основная статья : Машина Брайля
При использовании машин Брайля клавиши с точками должны быть нажаты одновременно, чтобы записать соответствующий символ в кодовую таблицу. Клавиши для точек с 1 по 3 расположены в порядке убывания слева, а клавиши для точек с 4 по 6 в порядке возрастания – с правой стороны. Между ними – пробел. Например, если вы хотите написать ( ), вам нужно одновременно нажать кнопки , и левой рукой и кнопку правой рукой. Различают листовые машины и стенографические машины. Оба типа машин в настоящее время в значительной степени заменены моделями, которые сохраняют данные на цифровых носителях, но именно из-за их надежности (не требуется электричество и т. Д.) Стенографические машины по-прежнему популярны.
Доски для письма
В дополнение к машинам также используются доски для письма . Две панели соединены шарниром. Верхняя доска имеет прямоугольные выемки. которые соответствуют размеру шести точек шрифтом Брайля. Нижняя доска имеет углубления в форме ямок на расстоянии шести точек Брайля.
Доска для письма для шрифта Брайля со стилусом
Между двумя панелями вставляется подходящий лист бумаги и металлической ручкой «протыкаются» в бумаге нужные точки.
Обратите внимание, что для получения разборчивых символов обратная сторона бумаги «выгравирована» зеркальным письмом и справа налево.
Существуют доски для письма из металла или пластика различных размеров (например, от DIN A6 до DIN A4). Они используются незрячими людьми для заметок, но также могут использоваться для дополнительного «письма» на бумаге с «черным отпечатком» (открытки, визитки и т. Д.).
Ленты для тиснения
В магазинах доступны устройства для тиснения, которые тиснят символы Брайля на самоклеящихся лентах. Тиснение обычно выполняется сзади, чтобы можно было работать слева направо в правильном направлении. Ленты, изготовленные таким образом, хорошо подходят для маркировки самых разных предметов повседневного использования. Они также используются в общественных местах, например. Б. разметить перила перил.
Шесть точек
Брайля. Фото: dnepr.com
Брайль стал «самым успешным студентом с момента его основания» в институте. Это своего рода любимец учителей, что не помешало преподавателям института впоследствии сопротивляться введению и распространению его алфавита. Но то, что после. До тех пор шрифт Брайля был гордостью. Он выучил на слух латынь, древнегреческий, итальянский, испанский и английский языки. В четырнадцать лет его назначили заведующим мастерскими института. Он научился играть на фортепиано и органе, а в шестнадцать лет устроился на оплачиваемую работу органистом в церкви Сен-Николас де Чан. В девятнадцать лет его наняли учителем-наставником; он преподавал географию, алгебру и музыку. Он был признанным музыкантом, давал концерты.
В возрасте пятнадцати лет он изобрел свой алфавит и в 1829 году опубликовал брошюру «Как писать слова, музыку и песни с помощью точек», в которой были установлены основные принципы письма рельефными точками. В дальнейшем он усовершенствовал систему, но основных принципов не коснулся.
Что послужило толчком для изобретения? Все доступные слепым режимы чтения основывались на выпуклом латинском алфавите; наиболее часто используемый, метод Гаюй, был бы хорош для всех, если бы он не был таким медленным и трудоемким: «Слепому ребенку требовалось так много времени, чтобы прочитать предложение, что в конце он часто забывал, что было сказано на нем начало». К тому же печать таких книг стоила чрезвычайно дорого: в Парижском институте, который в свою очередь занимался изданием книг по методу Гаюи, было всего четырнадцать ценных листов с тиснеными буквами.
Луи Брайль хотел быстро прочитать, но тоже мало что сделал.
В 1821 году, в возрасте двенадцати лет, он изучил метод 12 пунктов капитана Барбье (и, действительно, самого капитана Барбье), который по военным причинам (шпионаж и солдаты) изобрел «письмо в темноте». А именно метод шифрования секретных военных сводок, которые, как предполагалось, можно было писать и читать в полной темноте, в окопе, в засаде — не обнаруживая их присутствия огнем.
«Ночное письмо» основывалось на точках и пунктах (что Брайль считал хорошим открытием), но сама система не рассматривалась. Двенадцатиточечный код (две строки по шесть) было неудобно трогать и делал запись неоправданно длинной: таким образом можно было передать координаты противника, но нельзя было написать крупномасштабный текст. Кроме того, метод Барбье был фонетическим, основанным на таблице из 36 звуков и звуковых комбинаций французского языка, что исключало саму идею орфографии.
Вообще, шрифт Брайля создал свой собственный алфавит, и считалось, что удобство его изобретения основано на математических расчетах и знании большого количества языков.
Его шестибалльная система так же проста, как и все, что нельзя изменить, потому что нет смысла менять, как какая-то «идеальная вещь»: она указывает на 63 символа и изображает все буквы алфавита, знаки препинания, цифры и т.д.математические символы и нотная запись».
Шесть точек легко покрываются кончиком пальца и распознаются, угадываются мгновенно одним прикосновением. Это позволяет бегло читать (с некоторым опытом, конечно) — ведь зрячий человек начинает бегло читать только тогда, когда как бы на лету угадывает читаемое слово.
Голубиная простота алфавита Брайля сразу понравилась студентам и преподавателям института, которые сами были слепыми. Они обеспечили изобретение теплой долгосрочной поддержкой поклонников.
И весь основной факультет, всевидящие преподаватели были против. Для них было естественно думать, что все, что «хорошо для видящего, хорошо для незернового» — слепому нужно только приложить усилие. Чтобы осознать удобство азбуки Брайля, тифлопедагоги сначала должны были выучить новый алфавит, то есть для них рухнул весь мессианский пафос их работы: не слепые должны были учиться у зрячих, а зрячие от слепых. Я беспокою.
Дальнейшая жизнь Луи Брайля — это работа в институте (до конца, до самой смерти), любовь и признание студентов, болезни, улучшение своего алфавита и борьба за то, чтобы он (алфавит) был признан.
Официально во Франции «система письма с точкой Брайля для слепых» была признана в 1853 году, через год после смерти Луи Брайля от туберкулеза.
В 1870 году на Международном конгрессе слепых в Париже система Брайля была принята в качестве основы для обучения и печати слепых во всех странах мира.
Система Брайля
Методика французского разработчика широко применяется по всему земному шару. Таблицей с точками пользуются в Китае, Японии, Парагвае, Бурунди и т.д. Система Брайля воспроизводит:
- Любую азбуку;
- Цифры;
- Математические символы и знаки;
- Ноты;
- Схемы и графические рисунки;
- Компьютерную символику.
В прошлом веке главным недостатком азбуки была невозможность общаться в режиме онлайн. Благодаря современным технологиям слабовидящие люди могут не только «поболтать» с друзьями и родственниками, но и активно пользоваться виртуальным пространством.
Введение текстового сообщения на ПК проводится с помощью уникальной клавиатуры, оснащенной рельефными кнопками. Чтобы прочесть ответ воспользуйтесь специальным экраном для слепых и слабовидящих, который представляет собой узенькую панель, на которой располагаются брайлеровские ячейки. |
Сообщение с компьютера трансформируется в импульсы, которые воздействуют на стержень в ячейке и выталкивают его. Слепой или слабовидящий собеседник сможет провести пальцами по панели, нащупать выдвинутые точки и прочесть послание. Для распечатки текста воспользуйтесь брайлеровским принтером.
Написание[править | править код]
Шеститочечная система | Восьмиточечная система |
Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.
Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по-иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней — точка 2, в нижнем левом углу — точка 6.
Некоторые советские тифлопедагоги продвигали систему нумерации, в которой точки 1 и 3 были переставлены местами. Такая система противоречит международным стандартам.
Позднее были добавлены ещё две точки: точка 7 под точкой 3 и точка 8 под точкой 6. Такую систему стали называть расширенной системой Брайля.
Высота выпуклой точки составляет 0,5 мм (см. рис справа), этого достаточно для распознавания точки на ощупь. Диаметр точки — 1,2 мм. Расстояние между точками — 1,2 мм, расстояние между символами — 2,3 мм по горизонтали и 3,8 мм по вертикали.
Существует множество форматов листов для печати по Брайлю, распространённость которых варьируется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см.
Используя традиционный (шеститочечный) шрифт Брайля, можно записать 26=64 различных символа: 63 кодирующих буквы или знаки и один пробел. В расширенном (восьмиточечном) шрифте Брайля — 28=256 символов: 255 букв или знаков и один пробел.
Вследствие ограниченности количества различных комбинаций точек часто используются:
- многоклеточные знаки (состоящие из двух и более знаков, по отдельности имеющих свои функции);
- дополнительные знаки (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т. д.).
Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка.
При записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности — прибор и грифель. Из-за этого невозможно изменить размеры и начертание (жирный, полужирный, курсив) символов. Для обозначения строчных и прописных букв перед нужными буквами ставятся специальные символы. Для изменения начертания (жирный, полужирный, курсив) текста, при записи верхнего и нижнего индекса, при записи математического корня до и после текста ставятся специальные символы: один символ ставится в начале текста, другой — в конце. Такой способ написания похож на запись текста между тегами в языке html.
Алфавит Брайля
Он проникся желанием создать новый удобный шрифт и работал над этой идеей все свободное время. Луи постоянно экспериментировал. Даже во время летних каникул, когда он приезжал навестить родных в Кувре, его видели сидящим у дороги. Он прокалывал иглой лист картона.
В 1824 г. 16-летнего Брайля словно осенило. Он создал алфавит из 63 комбинаций точек. Слепой может читать, водя кончиком пальца по этим точкам. Луи продолжил работу и добавил знаки препинания, цифры и ноты. Была опубликована подробная «инструкция» к работе со шрифтом.
В 1829 г. Брайль провел презентацию новой азбуки на совете руководства института, но совет посчитал его неудобным для зрячих учителей. Слепые люди добились повторного рассмотрения шрифта. Только после этого он был признан значительно удобнее, чем прежняя система.
Изобретение слепого стало эталоном. Доработанный вариант появился в 1837 г.
Де ля Серр, которого изводила зависть, начал всячески порочить его. Впоследствии было предпринято немало попыток заменить шрифт Брайля, то шрифтом Муна, то шрифтом, изобретенным в Нью-Йорке. Но, к счастью, все эти попытки были безуспешны.
Луи Брайль, со своей стороны, старался распространить азбуку для слепых в разных странах. Он учил музыке слепых по особым знакам записи нот.
Брайль умер 6 января 1852 г. Париже в 43 года. Первоначально похоронен на кладбище Кувра. Но в 1952 г. его прах перезахоронили в столичном Пантеоне. В доме, где прошло детство изобретателя, открыт музей.
Брайль не успел узнать о полном триумфе своего изобретения. В 1854 г. его научное открытие распространилось по всем европейским странам. Первая книга со шрифтом Брайля увидела свет в 1837 г. — это «История Франции».
Денис Оболенский
В России азбука для слепых появилась в 1885 г. Первым ее освоил Денис Оболенский, ослепший в 7 лет. Его отец — князь Оболенский полостью разорился, и ему пришлось служить в столичном ведомстве. Мать постоянно твердила, что когда Денис подрастет, то отправится в монастырь.
Уже в 10 лет мальчик понимал, что он никому не нужен. Но на его пути встретился студент-немец Руп, который много знал об известных слепых. Он рассказал мальчику о слепом учителе Иоганне Кни, о депутате в Бельгии Роденбахе, и о короле Георге V, который правил Ганновером.
Когда Руп вернулся домой, Дениса охватило отчаяние, он не хотел всю жизнь провести в монастыре. Дядя дал денег на поездку всей семьи. В 1857 г. они приехали в Гейдельберг и познакомились с мадам Сперлинг и ее дочерьми.
У этой женщины недавно умер слепой сын, и она, принимая близко к сердцу беду мальчика, выписала из Парижа «доску Брайля», а дочери учили мальчика чтению. Через 4 года Денис адаптировал знаки Брайля к русскому языку, а в 1870 г. усовершенствовал его.
Не пропустите видео с дополнительной информацией
Новое время, новые технологии
Современные дисплеи для слабовидящих работают следующим образом. Ячейки Брайля расположены в ряд. Текст преобразуется в сигналы, некоторые стержни в ячейках удлиняются, человек проводит пальцем по всем ячейкам и читает слова. Эти дисплеи весят более одного килограмма. Возникает вопрос: достигли ли устройства пика своего развития или можно найти новые решения?
Основными недостатками при работе с символами Брайля являются медленная скорость чтения текста и невозможность общаться в реальном времени. Достижения в создании все более совершенных методов коммуникации увеличивают скорость распознавания букв. Во-первых, это были рельефные линейные символы (выступающие буквы Хауи). Их заменили рельефные символы (шрифт Брайля). Возможный следующий шаг: одна точка — один символ.
В процессе размышлений и экспериментов автор заметил интересную особенность человеческого восприятия. Если на каждую фалангу пальцев человека поставить по 6 точек, надавливая на отдельные точки с помощью, например, кончика карандаша, человек сможет точно сказать, где это произошло
Это означает, что, поместив 6 прижимов (например, микросоленоидов) на каждый из 4 пальцев (большой по важной причине не считается), всего можно получить 72 элемента, а расположение клавиш может соответствовать расположению клавиш положение QWERTY-клавиатуры… Элементы можно разместить на перчатке или на кончиках пальцев, а вместо прижимающих элементов можно использовать термоэлементы или слабые электрические разряды.
Конечно, пользоваться перчаткой только для получения информации невыгодно. Элементы давления также можно использовать как кнопки
Затем в той же перчатке вы можете вводить информацию в компьютер, нажимая соответствующие кнопки большим пальцем. А еще мы получаем адаптивную клавиатуру, в которой сами кнопки, расположенные на пальцах, перемещаются в сторону большого пальца. Это уменьшит диапазон движений пальцев. Это, в свою очередь, сократит время набора текста, поскольку оба пальца будут скоординированно двигаться друг к другу.
А оснастив перчатки простым синтезатором речи или дисплеем, можно решить проблему общения глухих и немых. В отличие от стандартных устройств, перчатка имеет небольшие размеры, удобна в использовании и может быть подключена к различным устройствам ввода-вывода.
Возможности использования
Прогресс не стоит на месте. Проблема слепоты задевает многие семьи, в которых сталкиваются с врожденными аномалиями, а также травматической потерей зрения родственников. Этот факт подталкивает исследователей и ученых к созданию приборов, облегчающих жизнь таким людям.
Примером такой работы служат разработки устройств, позволяющих незрячим людям пользоваться компьютером. В этой области уже есть некоторые достижения. Например, созданы экспериментальные дисплеи, позволяющие «считывать» пальцами на экране тексты. К сожалению, в массовое производство их пока запустить не удается из-за больших габаритов и высокой стоимости. Есть другая более перспективная идея — электронная перчатка, которая находится на стадии разработки.
Литература1 класс Литература Алфавит Азбука
В вашем браузере отключен Javascript. Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!
Источник
Особенности шрифта Брайля
Луи Брайль начал разрабатывать шрифт в пятнадцать лет, когда учился в институте. За основу он взял систему Барбье, однако учёл её недостатки. Луи в два раза сократил количество точек. Теперь их было три в высоту и две в ширину. Их разные комбинации составляли буквы, а не звуки.
Главное — настойчивость
Луи Брайль работал над шрифтом в течение пяти лет и в 1829 году презентовал его институту. Правда, труды одарённого человека тогда не оценили. Преподаватели отнеслись к новой системе скептически, отдавая предпочтение линейному шрифту. Но Брайль продолжал сражаться за свою азбуку. Он представил её незрячим и слабовидящим и получил положительные отклики. Те, для кого и была придумана разработка, настояли на повторном рассмотрении шрифта Брайля. В итоге изобретение поддержали, и в 1837 году была опубликована первая книга на языке Брайля – «Краткая история Франции».
К сожалению, Луи Брайль не дожил до массового распространения своего изобретения. Шрифт Брайля получил официальное признание на Международном конгрессе тифлопедагогов лишь в 1878 году. А со временем рельефно-точечная система стала известна на весь мир, изменив жизни миллионов незрячих людей.
Азбука Брайля
Чтение по Брайлю
Наличие и отсутствие точек в ячейке определяет нужную букву, знак препинания или цифру. С помощью шрифта Брайля можно написать ноты, математические и химические знаки и даже составить сложные графики и схемы. Текст читают по выпуклым точкам, поэтому их прокалывают с обратной стороны листа в противоположном порядке – справа налево. Таким образом чтение проходит в стандартном направлении.
Классический шеститочечный шрифт Брайля состоит из 64 символов, один из которых – пробел. Есть и другой вариант, восьмиточечный, по 4 точки в каждом ряду. Он включает в себя гораздо больше символов – 256. На практике часто применяются двуклеточные и дополнительные знаки. Кроме того, каждая комбинация точек может иметь несколько значений.
Люди с нарушением зрения читают указательным пальцем одной или обеих рук. При овладении системой Брайля они легко распознают на ощупь знаки, компактно изображённые в виде выпуклых точек.
Письмо по Брайлю
Пишут по системе Брайля, используя брайлевскую печатную машинку или специальный прибор. У такой печатной машинки шесть основных клавиш, каждая из которых соответствует точке в ячейке. Напечатанный текст для чтения переворачивать не нужно.
Первая пишущая машинка для незрячих была изобретена в 1892 году. В 2011 году в свет вышла первая машинка SMART Brailler, которая позволяла преобразовывать текст в речь. Современные электронные пишущие машинки с функцией речевого сопровождения и возможностью редактировать текст сейчас используются в обучении письму по Брайлю.
Брайлевский прибор для письма представляет собой пластины, между которыми вставляется бумага. С помощью грифеля создаются выпуклые точки на обратной стороне листа. Поэтому писать необходимо справа налево, а для чтения переворачивать бумагу.
13 ноября – Международный день слепых
13 ноября1745 года во Франции родился Валентин Гаюи (Valentin Haüy) — известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) именно эта дата стала основой для учрежденияМеждународного дня слепых (International Day of the Blind), главная цель которого — привлечение внимания широкой общественности к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации.
До 18 века мир не знал учебных заведений для слепых.Валентин Гаюивпервые продемонстрировал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта. В 1784 году в Париже без поддержки правительства и благотворительных обществ, на свои личные средства в своем собственном доме он открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником Валентина Гаюи был подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще 11 его беспризорных сверстников.Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефно-линейный шрифт «унциал». Этот шрифт получил название от латинского слова, означающего «равный по длине одной унции». Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению и печатать книги для слепых.
Шрифт был передвижной, и это помогало слепым детям делать набор нужного текста. Кроме этого Валентин Гаюи сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Идея создания книг для слепых также принадлежит Валентину Гаюи. Несмотря на огромные материальные затруднения, Валентин Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг рельефно-линейным шрифтом — «унциалом». Это были первые книги для слепых. По книгам Валентина Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия (в 1829 году француз Луи Брайль — воспитанник Парижского национального института для слепых детей разработал универсальную систему рельефно-точечного шрифта, нашедшего распространение во всех странах мира). В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых. В 1807 году Александром I были утверждены Устав, штаты и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату принято считать началом деятельности первого учебно-воспитательного заведения для слепых детей в России.Поданным ВОЗ, сегодня в мире — примерно 1,3 млрд. человек живут с той или иной формой нарушения зрения, из них 36 млн. человек поражены слепотой
В связи с ростом и старением населения будет возрастать риск того, что нарушения зрения будут развиваться у все большего числа людей.
По книгам Валентина Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия (Фото: Africa Studio, Shutterstock)
Во многих странах мира в Международный день слепых проводятся мероприятия, цель которых привлечь внимание общества к людям, потерявшим зрение, и слабовидящим, а также создать условия для всестороннего участия этих людей в жизни общества, расширения их возможностей получения знаний и информации посредством информационно-коммуникационных средств, повышения их занятости, в целом улучшения образа жизни этих людей.Напомним, что в международном календаре есть еще дни, которые призывают общество не забывать о людях, нуждающихся в самой простой поддержке, — это Международный день глухих, отмечаемый в последнее воскресенье сентября, Международный день белой трости (15 октября), Международный день инвалидов (3 декабря).
Фото: stock.adobe
Чтение и понимание брайлевского шрифта
Брайлевский шрифт – основной инструмент для чтения и понимания написанного на нем текста для людей с ограниченным зрением или слепыми. Чтение брайлевского шрифта осуществляется путем ощущения выпуклых и плоских точек, которые образуют буквы, цифры, символы и даже музыкальные ноты.
Основой брайлевского шрифта является система шести точек, которые располагаются в два столбца по три точки. Комбинируя эти точки, можно создавать все символы алфавита, цифры и специальные знаки. Это позволяет слепым и людям с ограниченным зрением полноценно использовать брайлевский шрифт для чтения и записи.
Важно отметить, что чтение брайлевского шрифта требует определенной тренировки и навыков. Читатель должен научиться ощущать каждую точку и их комбинации, чтобы понять, какой символ они образуют
Например, символ «А» в брайлевском шрифте представляет собой точки 1, а символ «Б» – точки 1 и 2. Сочетание различных точек обозначает другие буквы и символы.
Также брайлевский шрифт содержит специальные символы и знаки препинания. Эти символы помогают в оформлении текста, указывая на перенос слов, абзацы, знаки препинания и другие элементы. Знание и понимание этих символов также важны для полноценного чтения на брайле.
Для облегчения процесса чтения брайлевского шрифта, слепые и люди с ограниченным зрением используют специальные приспособления, такие как брайлевские дисплеи и печатающие устройства. Брайлевский дисплей отображает текст в виде выпуклых точек, которые можно ощущать пальцами. Печатающие устройства позволяют создавать напечатанный текст на брайле.
Понимание брайлевского шрифта и умение его читать – важные навыки, которые позволяют людям с ограниченным зрением общаться, учиться и работать. Система брайля дает возможность получать информацию и читать как на бумаге, так и на электронных устройствах. Это дает людям с ограниченным зрением больше независимости и возможностей для успешной жизни в обществе.